Статья «Жизнь на Марсе»: Умирая под песню Дэвида Боуи...
«Жизнь на Марсе»: Умирая под песню Дэвида Боуи...mysh
Умирая, а точнее, впадая в кому, под песню Дэвида Боуи «Жизнь на Марсе», вы рискуете стать персонажами одной из версий (неважно – какой: американской, английской или вовсе испанской!) одноименного сериала. А это значит, что вас зовут Сэм Тайлер и вы служите в 125-м полицейском участке. На дворе же не 2009-й, а 1973-й год. Правда, отчаиваться не стоит. Вам не придется скучать, и, вполне возможно, вы вернетесь домой или, на худой конец, долетите до Марса.
Примерно таким образом представили себе коматозное состояние создатели английского (а чуть позднее и американского) сериала «Жизнь на Марсе». Главный персонаж, сдержанно сыгранный Джоном Симмом, в довольно продолжительной «отключке» проживает целую жизнь и, можно сказать, исправляет многие ошибки прошлого. Но исправлены ли они и в реальности 2006 года? Авторы предпочли уйти от прямого ответа, тем самым, оставив открытыми мистическую и фантастическую темы. Благодаря этому, англичане еще увидят полюбившегося лейтенанта Джина Ханта и его команду в третьем сезоне. Американцы же, как известно, ограничились лишь одним сезоном (хотя это еще не факт...).
Я понимаю нападки на американскую версию людей, которые сначала видели оригинал, а затем то, что показали совсем недавно на Первом канале. Есть множество аспектов и идей, которые отодвинулись на задний план. Многие сюжетные линии изменили свое направление: что-то поставили в начало, что-то запрятали ближе к финалу (например, сцена, где Сэм пытался покончить с собой, из первой серии оригинала сместилась в Штатах чуть ли не в самый конец). Из-за этого часть персонажей приобрели другие черты характера: Сэм превратился из склонного к самокопаниям невротика в самоуверенного мачо, из недотепы Криса получился типичный доктор Картер, а Рэй ближе к финалу стал настолько дружелюбным, что ему не хватает только рясы. Радует, что хоть Хант практически не изменился духом, перелетев через Атлантику.
Но не только этим отличаются две версии (ходят, правда, слухи и об испанской «Жизни на Марсе», но я ее пока не видел). Кардинальное отличие, мне кажется, в том, что у них абсолютно противоположный подход к материалу. Англичане следуют правилам Хичкока, и в их детище чувствуется больше реализма и саспенса, чем в римейке. У них выходит, что Сэм, проснувшийся в нулевые, так и не адаптировался к обстановке, и поэтому он решает вернуться в семидесятые единственным известным ему способом – покончив с собой. Американские же продюсеры решили пойти по пути Дэвида Линча, понапихав в сюжет всевозможные летающие тарелки, духов и прочие знаки. Тем самым, получились очередные «Секретные материалы» с «Лостом». Каковы традиции, таков и результат…
И все-таки наши претензии довольно поверхностные.
В каждой версии есть на что посмотреть, кем полюбоваться и чем проникнуться. Например, Манчестер 70-х представляет собой что-то среднее между деревней и городом. В нем царит что-то архаическое, первозданное, а фанаты «МЮ» и «МС» еще выглядят как люди, а не бритые наци. По духу сериал напоминает английские картины с Майклом Кейном и Бобом Хоскинсом. Множество деталей, наверняка, привлекли тех, кто помнит те крутые времена, когда закон устанавливали с помощью кулаков, а не электроники и бюрократии.
Старый же Нью-Йорк, практически, ничем не отличается от нового. Просто народу стало больше, а, в остальном, это все тот же мегаполис – Большое Яблоко. Правда, без знаменитых башен (кадр с Сэмом на их фоне, безусловно, незабываем). Но все-таки и здесь немало интересных деталей и ассоциаций. Не обошлось и без политических аллюзий, что для американцев в данный момент норма. И, конечно же, основная тема – полет в космос – нашла себя в оформлении (любимая игрушка маленького Сэма – ракета, маленький робот-луноход путешествует по лицу и прочие фантазии).
И не стоит говорить, что в какой-то из версий актеры играют хуже. У них просто разные задачи и характеры (о чем я уже говорил выше). Конечно, кому-то более симпатична Энни в исполнении Лиз Уайт, а не Гретхен Мол, но здесь уже играют роль ваши опыт, вкус и привязанности. Лично мне понравились обе актерские команды, но были и особые случаи, вроде появления в одной из серий Джины Гершон. Когда Сэм представился ей, как Том Круз, я долго смеялся (ответ на мой смех найдете в фильме «Коктейль»).
Кстати, совсем забыл о юморе. Множество фраз, разумеется, перекочевали от англичан, но есть и приятные исключения. Это не только сцена с Томом Крузом, но и другие чисто ассоциативные шутки (Джина Ханта Сэм представил, например, как Джорджа Буша). Что же касается их уровня, то они явно выше наших попыток рассмешить…
Отдельно спасибо обеим версиям за блистательный саундтрек. Такого потрясающего сборника сериалы, на мой взгляд, не знали давно, и он достоин украсить любую фонотеку киноманов.
В заключение хочется выразить надежду, что отечественные киношники не рискнут браться за «Жизнь на Марсе». С нас достаточно американского и испаноязычного (представляю, что это за «Богатые тоже плачут»!) римейков. Хотя… Было бы забавно понаблюдать за русским Сэмом, попавшим из современной Москвы в столицу 70-х. Но тогда нас, наверняка, ожидают типичная чернуха и извечная русская идея. А этого-то как раз меньше всего хотелось бы… Пусть уж лучше снимут про Париж или Токио тех времен, а нашу старушку пусть оставят в покое...
Статья '«Жизнь на Марсе»: Умирая под песню Дэвида Боуи...' с вязана с сериалом
Жизнь на Марсе
/ Life on Mars